|
Журнал "ЖЗС-пресса" Статьи, советы, рекомендации ("Работа", "Эротика", "Юмор", "Образование") Еженедельное пополнение! Смотреть... | ||||
M2K Mass |
И.С.Барков
Биографическая
справка
Иван
Семёнович Барков (1732-1768), дворянский сын,
русский поэт и переводчик. Закончил
семинарию, затем состоял при Российской
Академии Наук последовательно: студентом,
наборщиком, переписчиком, переводчиком.
Барков переводил преимущественно античных
авторов. Растратил свой талант и силы
неумеренным пьянством. Перевёл на русский
язык сатиры Горация (1763), басни Федора (1764).
Барков написал также «Житие Князя Антиоха
Дмитриевича Кантемира», приложенное к
изданию его «Сатир» (изданы в 1762 г.). Барков
владел свободным, гладким и лёгким стихом,
не уступая в этом отношении даже лучшим
поэтам – современникам Ломоносову и
Сумарокову. Воздавая должное Баркову как
поэту и переводчику, следует сказать, что
громкую всероссийскую славу он приобрёл
своими, по выражению митрополита Евгения
Болохвитинова, «срамными» непечатными
произведениями. Эти стихотворения
расходятся в списках по всей России уже
более двух столетий. Слава их так велика,
что родился особый термин для произведений
такого рода – «барковщина».
Пушкин,
впоследствии, замечал, что Барков первый из
русских поэтов отбросил архаический стиль
и стал писать живым народным языком.
Характеристика «срамной» музы Баркова дана
и А.С.Венгеровым в его «Критико-библиографическом
словаре русских писателей и учёных» (вып.25,
СПБ, 1890).
Историки
литературы долгое время брезгливо обходили
своим вниманием этот жанр, а, в известной
мере, он заслуживает немалого внимания как
весьма и весьма влиятельный, ибо уж очень
большой популярностью он пользовался ранее
и продолжает пользоваться ныне. Кажется,
один лишь Венгеров пробовал разобраться в
Барковщине, но сквернословие, которым
действительно обильно осыпаны
произведения Баркова, раздавило
исследователя.
Почти всё,
что написано Барковым, написано им в
нецензурной форме, состоит из самого
грубого кабацкого сквернословия, где вся
соль заключается в том, что всякая вещь
называется своим именем. Для незнакомых с
грязной музой Баркова следует добавить, что
в стихах его, лишённых оттенка грации и
шаловливости, нет также того
патологического элемента, который
составляет сущность произведений
знаменитого Маркиза де Сад. В Европе есть
порнографы в десять раз более
безнравственные и вредные, но ТАКОГО
СКВЕРНОСЛОВА НЕТ НИ ОДНОГО.
Однако,
кроме сквернословия, следовало бы отметить
у Баркова простонародный юмор,
реалистичную манеру и крепкий язык. В той
борьбе, которая шла в его время в литературе
против высокого стиля, Барков сыграл не
последнюю роль.
Умер Барков
в состоянии психического припадка в момент
очередного запоя, утонув в нужнике. Перед
смертью отметив свою судьбу в эпитафии: «Жил
грешно, умер смешно.»